Цифровая образовательная среда
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Результатами федерального проекта должны стать:
- Обеспечение 100 % образовательных организаций стабильным и быстрым Интернет-соединением.
- Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала.
- Обеспечение оптимизации деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
- Создание сети из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
- Создание интеграционная платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций.
- Разработка и реализация во всех субъектах Российской Федерации программы профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций
- Внедрение во всех образовательных организациях механизмов обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения, в том числе на основе применения биометрических данных.
Нормативные документы
- Паспорт национального проекта «Образование»
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315-02 «О перечне оборудования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. № Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций»
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников
- Письмо Минпросвещения России от 14 января 2020 г. № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации (далее- ЦОС) — должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
ЦОС — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
ЦОС для участников образовательных отношений- это:
для обучающихся
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- повышение интереса к обучению;
- улучшение результатов освоения образовательной программы;
- развитие проектно-исследовательской деятельности;
- формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций.
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителей (законных представителей) обучающихся:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- повышение прозрачности образовательного процесса.
Для учителей:
- снижение нагрузки по контролю выполнения заданий обучающихся за счет автоматизации процесса;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для расширения спектра активностей обучающихся;
- возможность системного автоматизированного учета динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска является участником регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» с 2020г. В рамках реализации этого проекта проведён ремонт кабинетов № 209 и № 210, приобретена мебель, получены комплекты специализированного оборудования:
- ноутбуки для обучающихся в количестве 30 штук,
- 3 ноутбука для педагогов,
- 5 — для администрации,
- 1 МФУ,
- 2 интерактивные панели.
На сегодня у нас разработаны и реализуются программы курсов внеурочной деятельности «Цифровое будущее», «Школа компьютерного творчества» (2-4 кл.), «Интеллект будущего» (5-6 кл.), «Информационная безопасность» (6-9кл.), которые обеспечивают качественный уровень дополнительного образования обучающихся с целью развития их склонностей, способностей и интересов. Школа №4 с 2019 г. является экспериментальной площадкой образовательного проекта «Школа компьютерного творчества», направленного на формирование у обучающихся базовых навыков работы с востребованными компьютерными программами и развитие креативиности. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества и при поддержке МОНСО. Куратором проекта является АНО «Центр информационного развития «Генезис».
Возникает вопрос: хватит ли специалистов на начальном этапе запуска ЦОС? Недостаточность цифровых компетенций у педагогических и административных кадров в школе своевременно и планомерно мы решаем.
В 2019-20 учебном году 24 педагога обучились на сайте «Современная цифровая образовательная среда в РФ – это 100% освоивших курс «Создание блога на WordPress», из них 6 учителей (25%) получили сертификаты по курсу «Онлайн-технологии в обучении», 6 педагогов (25%) – по курсу «Освоение основной образовательной программы», 3 учителя (12,5%) подтвердили обучение сертификатами по курсам «Android. Быстрый старт», «Java. Быстрый старт», «С#. Быстрый старт», 3 учителя (12,5%)- выбрали курс по теме «С#. Викторина «Угадай мелодию», по одному педагогу (6 учителей- 25%) прошли курсовую подготовку по темам: «Основы программирования. Видеокурс», «Основы языка С», «Веб-разработка. Быстрый старт», «С#. Мини-программы», «Основы программирования», «Программирование на Python». Педагоги школы принимают активное участие в территориальных и региональных семинарах «Цифровизация образовательного процесса: региональная точка отсчёта» (декабрь 2019г.), «Применение интерактивного оборудования в образовательной среде» (март 2020г.), «Цифровые инструменты создания учебных заданий и тестов разного уровня сложности» (июль 2020г.) и др.
100% педагогов школы прошли онлайн-тест «Я учитель». Онлайн диагностика по «гибким» компетенциям показала результаты в диапазоне от 66% до 80% освоения педагогами школы 6 компетенций успешного учителя.
Для кардинального пересмотра базовых процессов в школе, образовательных и управленческих практик, подходов, педагогических методик и дидактик администрация школы успешно завершила обучение по курсу «Эпохи цифрового развития: основы цифровой трансформации», получены сертификаты с отличием.
Управленческая команда школы в целях формирования понятийного аппарата и общих подходов к процессам цифровой трансформации современной экономики и управление организацией прошла три курса дистанционного обучения «Введение в цифровую трансформацию. Цифровые технологии для трансформации школы» на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
На сегодня педагоги, обучающиеся и их родители успешно освоили: электронные библиотечные системы «Библиотека Кирилла и Мефодия», «Национальная электронная библиотека; электронные образовательные ресурсы Яндекс.Урок, Якласс, РЭШ, Учи.ру, Инфоурок и др.
Все участники образовательных отношений оценили удобство использования систем онлайн-тестирования «Решу ОГЭ», публичного ресурса Google по математике, русскому языку, географии, физике и биологии.
Всё это помогает педагогам быть готовыми ставить и решать новые задачи цифровой трансформации, воспринимать обучающегося субъектом — носителем образовательного запроса, для которого нужно моделировать образовательные ситуации и проблемное поле.
Региональный проект «Цифровая образовательная среда» позволит нам внедрить целевую модель цифровой образовательной среды, обновить информационное наполнение и функциональные возможности информационных ресурсов, обеспечить высокоскоростное Интернет-соединение, внедрить в основные образовательные программы школы цифровые технологии и интеграционную платформу непрерывного образования.