Цифровая образовательная среда

     Национальный проект «Образование»  – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024

    Задача проекта:    создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Результатами федерального проекта должны стать:

  1. Обеспечение 100 % образовательных организаций стабильным и быстрым Интернет-соединением.
  2. Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала.
  3. Обеспечение оптимизации деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
  4. Создание сети из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
  5. Создание интеграционная платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций.
  6. Разработка и реализация во всех субъектах Российской Федерации программы профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций
  7. Внедрение во всех образовательных организациях механизмов обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения, в том числе на основе применения биометрических данных.

Нормативные документы

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации (далее- ЦОС) — должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

ЦОС — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

ЦОС для участников образовательных отношений- это:

для обучающихся

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование осознанного выбора профессии на основании полученных   цифровых компетенций.
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителей (законных представителей) обучающихся:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса.

Для учителей:

  • снижение нагрузки по контролю выполнения заданий обучающихся за счет автоматизации процесса;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для расширения спектра активностей обучающихся;
  • возможность системного автоматизированного учета динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска является участником регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» с 2020г. В  рамках реализации этого проекта проведён ремонт кабинетов № 209 и № 210, приобретена  мебель,  получены комплекты специализированного оборудования:

  • ноутбуки для обучающихся в количестве 30 штук,
  • 3 ноутбука для педагогов,
  • 5 — для администрации,
  • 1 МФУ,
  • 2 интерактивные панели.

На сегодня у нас разработаны и реализуются  программы курсов внеурочной деятельности «Цифровое будущее», «Школа компьютерного творчества» (2-4 кл.), «Интеллект будущего» (5-6 кл.), «Информационная безопасность» (6-9кл.), которые обеспечивают качественный уровень дополнительного образования обучающихся с целью развития их склонностей, способностей и интересов. Школа №4 с 2019 г. является экспериментальной площадкой образовательного проекта «Школа компьютерного творчества», направленного на формирование у обучающихся базовых навыков работы с востребованными компьютерными программами и развитие креативиности. Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества и при поддержке МОНСО. Куратором проекта является АНО «Центр информационного развития «Генезис».

Возникает вопрос: хватит  ли специалистов на начальном этапе запуска ЦОС? Недостаточность цифровых компетенций у педагогических и административных кадров в школе своевременно и планомерно мы решаем.

В 2019-20 учебном году 24 педагога обучились на сайте «Современная цифровая образовательная среда в РФ – это 100% освоивших курс «Создание блога на WordPress»,  из них 6 учителей (25%) получили сертификаты по курсу «Онлайн-технологии в обучении»,  6 педагогов (25%) – по курсу «Освоение основной  образовательной программы»,  3 учителя (12,5%) подтвердили обучение сертификатами по курсам «Android. Быстрый старт», «Java. Быстрый старт», «С#. Быстрый старт»,  3 учителя (12,5%)- выбрали курс по теме «С#. Викторина «Угадай мелодию», по одному педагогу (6 учителей- 25%) прошли курсовую подготовку по  темам: «Основы программирования. Видеокурс», «Основы языка С», «Веб-разработка. Быстрый старт», «С#. Мини-программы», «Основы программирования», «Программирование на Python». Педагоги школы принимают активное участие в территориальных и региональных семинарах «Цифровизация образовательного процесса: региональная точка отсчёта» (декабрь 2019г.), «Применение интерактивного оборудования в образовательной среде» (март 2020г.), «Цифровые инструменты создания учебных заданий и тестов разного уровня сложности» (июль 2020г.) и др.

100% педагогов школы прошли онлайн-тест «Я учитель». Онлайн диагностика по «гибким» компетенциям показала результаты в диапазоне от 66% до 80% освоения педагогами школы 6 компетенций успешного учителя.

Для кардинального пересмотра базовых процессов в школе, образовательных и управленческих практик, подходов, педагогических методик и дидактик администрация школы успешно завершила обучение по курсу «Эпохи цифрового развития: основы цифровой трансформации», получены сертификаты с отличием.

Управленческая команда школы в целях формирования понятийного аппарата и общих подходов  к процессам цифровой трансформации современной экономики и управление организацией прошла три курса дистанционного обучения «Введение в цифровую трансформацию. Цифровые технологии для трансформации школы» на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

На сегодня педагоги, обучающиеся и их родители успешно освоили:   электронные библиотечные системы «Библиотека Кирилла и Мефодия», «Национальная электронная библиотека; электронные образовательные ресурсы Яндекс.Урок, Якласс, РЭШ, Учи.ру, Инфоурок и др.

Все участники образовательных отношений оценили удобство использования систем онлайн-тестирования «Решу ОГЭ», публичного ресурса Google по  математике, русскому языку, географии, физике и биологии.

Всё это помогает педагогам быть готовыми ставить и решать новые задачи цифровой трансформации, воспринимать обучающегося субъектом — носителем образовательного запроса, для которого нужно моделировать образовательные ситуации и проблемное поле.

Региональный проект «Цифровая образовательная среда» позволит нам внедрить целевую модель цифровой образовательной среды, обновить информационное наполнение и функциональные возможности информационных ресурсов, обеспечить высокоскоростное Интернет-соединение, внедрить в основные образовательные программы школы цифровые технологии и интеграционную платформу непрерывного образования.